Arms
 
развернуть
 
170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Московская д. 115
Тел.: (4822) 70-99-53
32-36-75 (ф)
moskovsky.twr@sudrf.ru
170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Московская д. 115Тел.: (4822) 70-99-53; 32-36-75 (ф)moskovsky.twr@sudrf.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Список дел и материалов, назначенных к слушанию на

Поиск информации по делам и материалам

Вернуться к списку дел и материалов


Административные дела (КАC РФ) - первая инстанция

ДЕЛО № 2а-527/2024 (2а-3940/2023;) ~ М-3574/2023
  • Дело
  • Движение дела
  • Обжалования
  • Стороны
  • Судебные акты
Уникальный идентификатор дела69RS0038-03-2023-008381-38
Дата поступления05.12.2023
Категория делаИные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) →
прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
Сущность заявленного требованияо признании незаконным решения Военного комиссариата
СудьяБоев Игорь Владимирович
Дата рассмотрения28.02.2024
Признак рассмотрения делаРассмотрено единолично судьей
Результат рассмотренияОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Наименование событияДатаВремя слушанияМесто проведенияРезультат событияОснование для выбранного результата событияПримечаниеДата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства
Регистрация административного искового заявления05.12.202311:2205.12.2023
Передача материалов судье06.12.202319:1206.12.2023
Решение вопроса о принятии к производству08.12.202312:57 Административное исковое заявление принято к производству12.12.2023
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству08.12.202312:5712.12.2023
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству08.12.202312:5712.12.2023
Судебное заседание21.12.202311:15328 Рассмотрение дела начато с началавступление в дело соистцов/соответчиков12.12.2023
Судебное заседание11.01.202410:10328 Рассмотрение дела начато с началавступление в дело соистцов/соответчиков21.12.2023
Судебное заседание29.01.202410:30328 Рассмотрение дела начато с началавступление/привлечение заинтересованного лица11.01.2024
Судебное заседание28.02.202411:00328 Вынесено решение по делуОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска31.01.2024
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме07.03.202411:4912.03.2024
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства02.04.202409:0602.04.2024
Дело оформлено04.06.202414:0604.06.2024

05.12.2023 11:22

  • Регистрация административного искового заявления

06.12.2023 19:12

  • Передача материалов судье

08.12.2023 12:57

  • Решение вопроса о принятии к производству
  • Результат:
  • Административное исковое заявление принято к производству

08.12.2023 12:57

  • Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству

08.12.2023 12:57

  • Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству

21.12.2023 11:15

  • Судебное заседание
  • Результат:
  • Рассмотрение дела начато с начала
  • Основание:
  • вступление в дело соистцов/соответчиков

11.01.2024 10:10

  • Судебное заседание
  • Результат:
  • Рассмотрение дела начато с начала
  • Основание:
  • вступление в дело соистцов/соответчиков

29.01.2024 10:30

  • Судебное заседание
  • Результат:
  • Рассмотрение дела начато с начала
  • Основание:
  • вступление/привлечение заинтересованного лица

28.02.2024 11:00

  • Судебное заседание
  • Результат:
  • Вынесено решение по делу
  • Основание:
  • ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска

07.03.2024 11:49

  • Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

02.04.2024 09:06

  • Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

04.06.2024 14:06

  • Дело оформлено
* отсортировано по дате регистрации жалобы
ЖАЛОБА № 2*
Вид жалобы (представления)Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт)
ЗаявительАДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===---
СобытиеДатаРезультатПримечаниеДата размещения Информация о размещении событий предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства
Регистрация жалобы (представления) в суде15.08.202415.08.2024 12:18
Направлено в вышестоящую инстанцию16.08.202415.08.2024 16:52
Возвращено из вышестоящей инстанции05.11.202405.11.2024 12:13
Вышестоящий судВторой кассационный суд общей юрисдикции
Назначено в вышестоящий суд на дату09.10.2024
Назначено в вышестоящий суд на время11:20
Дата рассмотрения жалобы09.10.2024
Результат обжалованияОставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

ЖАЛОБА № 1*
Вид жалобы (представления)Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт)
ЗаявительАДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===---
СобытиеДатаРезультатПримечаниеДата размещения Информация о размещении событий предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства
Регистрация жалобы (представления) в суде21.03.202421.03.2024 18:17
Решение вопроса о принятии жалобы (представления) к рассмотрению22.03.2024Жалоба (предст.) ПРИНЯТА К РАССМОТРЕНИЮ28.03.2024 20:34
Установлен срок для предоставления возражений22.03.2024Срок до 19.04.202409.04.2024 12:09
Возвращено из вышестоящей инстанции29.05.202404.06.2024 16:54
Вышестоящий судОбластной суд
Назначено в вышестоящий суд на дату15.05.2024
Назначено в вышестоящий суд на время10:00
Дата рассмотрения жалобы15.05.2024
Результат обжалованияОставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

Вид жалобы (представления)Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт)
ЗаявительАДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ
Вышестоящий судВторой кассационный суд общей юрисдикции
Назначено в вышестоящий суд на дату09.10.2024
Назначено в вышестоящий суд на время11:20
Дата рассмотрения жалобы09.10.2024
Результат обжалованияОставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Вид жалобы (представления)Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт)
ЗаявительАДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ
Вышестоящий судОбластной суд
Назначено в вышестоящий суд на дату15.05.2024
Назначено в вышестоящий суд на время10:00
Дата рассмотрения жалобы15.05.2024
Результат обжалованияОставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения
Вид лица, участвующего в делеФамилия / наименованиеИННКППОГРНОГРНИП
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦАгеев Александр Александрович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИКФКУ "Военный комиссариат Тверской области"
Вид лица, участвующего в делеАДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ
Фамилия / наименованиеАгеев Александр Александрович
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеАДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК
Фамилия / наименованиеФКУ "Военный комиссариат Тверской области"
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
  • Решение

Дело № 2а-527/2024 (УИД № 69RS0038-03-2023-008381-38)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года                                                                                       г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Боева И.В.,

при секретаре судебного заседания Борцовой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агеева А.А. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Военному комиссариату г.Твери, Военному комиссару г.Твери Тверской области Сахарову И.В. о признании незаконным ответа от 23.10.2023 года № К-417,

установил:

Агеев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным ответа от 23.10.2023 года № К-417.

При рассмотрении дела к участию в деле в качестве соответчика был привлечён Военный комиссар г.Твери Тверской области Сахаров И.В., военный комиссариат г.Твери Тверской области, а в качестве заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области.

В обоснование административного иска указано, что 24.06.2023 года был принят Федеральный закон № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции". Согласно п.3 ч.2 данного Федерального закона службу ко контракту в рядах ВС РФ могут проходить осужденные со вступившим в законную силу приговором суда. Исключением служит только ряд статей, каких-либо других ограничений ФЗ № 270 не предусматривает. Агеев А.А. осужден Тверским областным судом 30.09.2009 года по ч.2 ст. 209 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ, ч.3 ст. 222 УК РФ к пожизненному лишению свободы. После ознакомления с Федеральным законом № 270-ФЗ, как военнообязанный он подал заявление в Военный комиссариат г.Твери для заключения контракта и отправки его в качестве добровольца в зону специальной военной операции. Военный комиссар г.Твери в своём ответе от 23.10.2023 года отказал Агееву А.А. в его просьбе о направлении в зону СВО, сославшись на приказ ДСП, согласно которому осужденные к пожизненному лишению свободы не могут проходить службу по контракту в рядах ВС РФ. Административный истец считает указанный ответ незаконным, нарушающим его гражданские и конституционные права в связи со следующим. В своём ответе военный комиссар не может ссылаться на приказ ДСП, так как он не является законом, а Агеев А.А. не является военнослужащим, для которых этот приказ предназначен. Федеральный закон № 270-ФЗ не содержит каких-либо ограничений по режимам отбывания наказания или срокам. Статьи, запрещающие заключение контракта и перечисленных в п.3 ч.2 ФЗ № 270 у административного истца отсутствуют. Других ограничений указанный Федеральный закон не предусматривает. Отказ в заключении контракта по основаниям того, что административный истец осуждён к пожизненному лишению свободы Агеев А.А. считает незаконным, так как это противоречит ФЗ № 270. Согласно ч.2 ст. 4 и ч. 5 76 Конституции РФ, Федеральный закон имеет верховенство на всей территории РФ и в случае противоречия между ФЗ и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует ФЗ.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит признать незаконным ответ от 23.10.2023 года военного комиссара г.Твери, как противоречащий Федеральному закону № 270-ФЗ.

Агеев А.А., участвующий в судебном заседании посредствам видео-конференц-связи, заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду также пояснил, что данный ему ответ является незаконным, поскольку он, в том числе, противоречит положениям Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Военного комиссариата г.Твери, Военного комиссара г.Твери Тверской области Сахарова И.В. по доверенностям Шулякова Е.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области по доверенности Иванова К.Д. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, просила Агееву А.А. в удовлетворении иска отказать.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 ст. 46 Конституции РФ). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 ст. 46 Конституции РФ).

Частью 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ч.ч. 1, 1.1 ст. 219 КАС РФ указано, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 ст. 219 КАС РФ). Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (часть 1.1 ст. 219 КАС РФ).

В силу ч. 5 ст. 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что 09.10.2023 года Агеевым А.А. в адрес Военного комиссара г.Твери Тверской области было направление заявление с просьбой направить в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, где содержится Агеев А.А. сотрудника Военного комиссариата г.Твери Тверской области для подписания контракта на прохождение военной службы в рядах ВС РФ в зоне СВО. 23.10.2023 года на обращение Агеева А.А. был дан ответ, который поступил в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области 26.10.2023 года. Административное исковое заявление Агеева А.А. о признании незаконным ответа от 23.10.2023 года № К-417 поступило в Московский районный суд города Твери 05.12.2023 года (вх. 38872).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявление, не пропущен.

Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд исходит из следующего.

Согласно статье 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законодательной основой регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами РФ конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», определяющий права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (часть 1). Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 2). Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (часть 3).

Государственный орган, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» устанавливается порядок действия государственного органа при рассмотрении обращения гражданина.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.05.2015 г. № 1163-О отметил, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию. Для каждого государственного органа установлены свои компетенции и полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государственные органы не могут подменять друг друга.

В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Судом установлено, что Агеев А.А. был осуждён приговором Тверского областного суда от 30.09.2009 года и признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ч.2 ст. 209 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ, ч.3 ст. 222 УК РФ. Агееву А.А. назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы. Приговор вступил в законную силу. В настоящее время Агеев А.А. находится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области.

Правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время установлены Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" настоящий Федеральный закон распространяется на следующие категории лиц: 1) лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 205.2, частями первой и второй статьи 220, частью первой статьи 221 и статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в отношении которых осуществляется предварительное расследование; 2) лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, совершившие преступления, в отношении которых осуществляется предварительное расследование; 3) лица, имеющие судимость, за исключением судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 132, частями третьей - шестой статьи 134, частями третьей - пятой статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276 - 280, 281 - 281.3, 282.1 - 282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе лица, отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" определено, что порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам призыва на военную службу по мобилизации или в военное время граждан, имеющих судимость, либо в связи с заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время с такими гражданами контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации определяется совместными решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение положений Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" Министерством обороны Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации 27.07.2023 года был принят совместный приказ № 458дсп/199дсп/556дсп.

Таким образом, порядок организации комплектования соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, из числа осужденных граждан, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп.

В соответствии со ст. 4 приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп для проведения отбора кандидатов в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее-УИС) формируются списки лиц, имеющие судимость, приговоры но делам которых вступили в законную силу до 24 июня 2023 г. за исключением:

- лиц, осужденных за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных п. «а» ч.3, п. «б» ч.4, ч.5 ст. 131, и. «а» ч.3, п. «б» ч.4, ч.5 ст. 132, ч.3-6 ст. 134, ч.3-5 ст. 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных ст.ст.205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276-280, 281-281.3, 282.1-282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- лиц, имеющих заболевания, согласно перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации;

- лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Списки осужденных лиц направляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации по месту их дислокации до 5 сентября 2023 г., а в последующем ежемесячно к 5 числу месяца - в отношении осужденных, поступивших в учреждения уголовно-исполнительной системы, а также убывших из учреждений уголовно-исполнительной системы за предыдущий месяц (ст. 6 Приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп).

Согласно ст. 7 приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп при получении из учреждений УИС списков осужденных лиц военные комиссариаты Российской Федерации:

- формируют рабочие группы под руководством своего заместителя для проведения в учреждениях УИС работы по изучению осужденных граждан, проведению с ними групповой и индивидуальной информационно-разведывательной работы по вопросам порядка призыва на военную службу по мобилизации или в военное время осужденных граждан (приема осужденных граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время), условий прохождения военной службы, льгот и социальных гарантий, установленных для военнослужащих и членов их семей, ответственности за совершение преступлений, связанных с уклонением от военной службы и других преступлений против военной службы, а также отбору кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и получению заявления о заключении контракта в период мобилизации, в период военного положения или в военное время (далее - рабочие группы);

- организуют изучение рабочей группой списков осужденных лиц в целях определения осужденных граждан, пригодных для призыва на военную службу по мобилизации или в военное время (приема на военную службу но контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время);

- информируют учреждения УИС о составе рабочей группы, сроках проведения работы по отбору кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и осужденных граждан, с которыми планируется ее проведение;

- направляются рабочие группы в учреждения УИС для проведения отбора кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с заданием, установленным командующим войсками военного округа (командующего Северным флотом);

- осуществляет не позднее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты передачи в распоряжение Министерства обороны Российской Федерации осужденных граждан, подлежащих условному освобождению, информирование учреждения УИС о необходимости их перемещения к местам посадки в транспортные средства, которыми они доставляются в воинские части, расположенным в субъекте Российской Федерации но месту дислокации учреждения УИС.

Таким образом, из системного толкования указанных выше правовых норм следует, что контракт на прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации для участия в специальной военной операции с Агеевым А.А. заключён быть не может, что прямо предусмотрено нормами действующего законодательства.

Судом также установлено, что 09.10.2023 года Агеевым А.А. в адрес Военного комиссара г.Твери Тверской области было направлено заявление с просьбой направить в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, где содержится Агеев А.А., сотрудника Военного комиссариата г.Твери Тверской области для подписания с Агеевым А.А. контракта на прохождение военной службы в рядах ВС РФ в зоне специальной военной операции.

23.10.2023 года на обращение Агеева А.А. Военным комиссаром г.Твери Тверской области Сахаровым И.В. был дан ответ № К-417, в котором военный комиссар г.Твери Тверской области со ссылкой на Приказ Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп указал на запрет заключения контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации для последующего направления в зону специальной военной операции с лицами отбывающими пожизненное лишение свободы, а также с лицами, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Из анализа представленного суду письменного обращения Агеева А.А. и данного на него ответа, суд приходит к выводу, что Военным комиссариатом г.Твери Тверской области на поступившее от Агеева А.А. обращение был дан полный и исчерпывающий ответ по существу обращения на поставленные в нём вопросы, в пределах своих полномочий. Заявителю, с приведением нормоположений действующего законодательства даны разъяснения на поставленные в обращении вопросы. Ответ заявителю предоставлен уполномоченным должностным лицо, с учётом действующих правовых норм, в сроки, установленные действующим законодательством.

В данном случае необходимо учитывать, что обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. Конечным результатом реализации гражданами конституционного права обращаться лично в государственные органы по своей природе предполагает своевременную реакцию государственного органа на возможные нарушения прав заявителей, восстановление нарушенных прав, получение гражданами мотивированного ответа.

При этом, несогласие с содержанием ответа, в том числе в части аргументации, приведенного обоснования, просьб представить более полную информацию по существу обращения, а также указание административным истцом на то, что предоставленный ему ответ противоречит Федеральному закону от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" не может свидетельствовать о незаконности действий государственного органа предоставившего административному истцу оспариваемый ответ, либо его должностных лиц, а также о незаконности и недостоверности данного заявителю ответа.

Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении Военным комиссариатом г.Твери Тверской области, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, а также обстоятельств свидетельствующих о том, что в письме от 23.10.2023 года № К-417 содержалась какая-либо недостоверная информация, при рассмотрении дела не установлены и административным истцом по существу не приведены.

Исходя из изложенного, действия Военного комиссариата г.Твери Тверской области не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы административного истца Агеева А.А., создающие препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возлагающие на него какие-либо обязанности.

Доводы административного истца, о том, что приказ Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп, в данном случае, применим быть не может, так как он противоречит Федеральному закону от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", судом во внимание не принимаются, поскольку данный приказ был принят во исполнение Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ и не может расцениваться как противоречащий ему и нарушающий права и законные интересы административного истца.

Иные доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов судом проверены и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

При таких обстоятельствах нарушений требований действующего законодательства, в том числе предоставляющего правовые гарантии, а также определяющего основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время установленных Федеральным законом от 24.06.2023 № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", со стороны административных ответчиков, которые бы повлекли нарушение прав и законных интересов административного истца, в ходе рассмотрения дела, не установлено.

В связи с тем, что нарушения прав и законных интересов Агеева А.А. со стороны административных ответчиков не установлено, следовательно, оснований полагать, что административному истцу был причинён моральный вред, не имеется.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность условий: решение, действие (бездействие) административного ответчика должно не соответствовать правовым актам, а также нарушать права, свободы и законные административного истца.

Поскольку суд не установил незаконных действий и бездействия со стороны административных ответчиков, нарушающих права административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в удовлетворении административного иска необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Агеева А.А. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Военному комиссариату г.Твери, Военному комиссару г.Твери Тверской области Сахарову И.В. о признании незаконным ответа от 23.10.2023 года № К-417 оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                             И.В.Боев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 марта 2024 года

Судья                                                                                                             И.В.Боев

1версия для печати

Дело № 2а-527/2024 (УИД № 69RS0038-03-2023-008381-38)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года                                                                                       г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Боева И.В.,

при секретаре судебного заседания Борцовой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агеева А.А. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Военному комиссариату г.Твери, Военному комиссару г.Твери Тверской области Сахарову И.В. о признании незаконным ответа от 23.10.2023 года № К-417,

установил:

Агеев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным ответа от 23.10.2023 года № К-417.

При рассмотрении дела к участию в деле в качестве соответчика был привлечён Военный комиссар г.Твери Тверской области Сахаров И.В., военный комиссариат г.Твери Тверской области, а в качестве заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области.

В обоснование административного иска указано, что 24.06.2023 года был принят Федеральный закон № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции". Согласно п.3 ч.2 данного Федерального закона службу ко контракту в рядах ВС РФ могут проходить осужденные со вступившим в законную силу приговором суда. Исключением служит только ряд статей, каких-либо других ограничений ФЗ № 270 не предусматривает. Агеев А.А. осужден Тверским областным судом 30.09.2009 года по ч.2 ст. 209 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ, ч.3 ст. 222 УК РФ к пожизненному лишению свободы. После ознакомления с Федеральным законом № 270-ФЗ, как военнообязанный он подал заявление в Военный комиссариат г.Твери для заключения контракта и отправки его в качестве добровольца в зону специальной военной операции. Военный комиссар г.Твери в своём ответе от 23.10.2023 года отказал Агееву А.А. в его просьбе о направлении в зону СВО, сославшись на приказ ДСП, согласно которому осужденные к пожизненному лишению свободы не могут проходить службу по контракту в рядах ВС РФ. Административный истец считает указанный ответ незаконным, нарушающим его гражданские и конституционные права в связи со следующим. В своём ответе военный комиссар не может ссылаться на приказ ДСП, так как он не является законом, а Агеев А.А. не является военнослужащим, для которых этот приказ предназначен. Федеральный закон № 270-ФЗ не содержит каких-либо ограничений по режимам отбывания наказания или срокам. Статьи, запрещающие заключение контракта и перечисленных в п.3 ч.2 ФЗ № 270 у административного истца отсутствуют. Других ограничений указанный Федеральный закон не предусматривает. Отказ в заключении контракта по основаниям того, что административный истец осуждён к пожизненному лишению свободы Агеев А.А. считает незаконным, так как это противоречит ФЗ № 270. Согласно ч.2 ст. 4 и ч. 5 76 Конституции РФ, Федеральный закон имеет верховенство на всей территории РФ и в случае противоречия между ФЗ и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует ФЗ.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит признать незаконным ответ от 23.10.2023 года военного комиссара г.Твери, как противоречащий Федеральному закону № 270-ФЗ.

Агеев А.А., участвующий в судебном заседании посредствам видео-конференц-связи, заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду также пояснил, что данный ему ответ является незаконным, поскольку он, в том числе, противоречит положениям Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Военного комиссариата г.Твери, Военного комиссара г.Твери Тверской области Сахарова И.В. по доверенностям Шулякова Е.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области по доверенности Иванова К.Д. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, просила Агееву А.А. в удовлетворении иска отказать.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 ст. 46 Конституции РФ). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 ст. 46 Конституции РФ).

Частью 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ч.ч. 1, 1.1 ст. 219 КАС РФ указано, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 ст. 219 КАС РФ). Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (часть 1.1 ст. 219 КАС РФ).

В силу ч. 5 ст. 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что 09.10.2023 года Агеевым А.А. в адрес Военного комиссара г.Твери Тверской области было направление заявление с просьбой направить в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, где содержится Агеев А.А. сотрудника Военного комиссариата г.Твери Тверской области для подписания контракта на прохождение военной службы в рядах ВС РФ в зоне СВО. 23.10.2023 года на обращение Агеева А.А. был дан ответ, который поступил в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области 26.10.2023 года. Административное исковое заявление Агеева А.А. о признании незаконным ответа от 23.10.2023 года № К-417 поступило в Московский районный суд города Твери 05.12.2023 года (вх. 38872).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявление, не пропущен.

Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд исходит из следующего.

Согласно статье 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законодательной основой регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами РФ конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», определяющий права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (часть 1). Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 2). Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (часть 3).

Государственный орган, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» устанавливается порядок действия государственного органа при рассмотрении обращения гражданина.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.05.2015 г. № 1163-О отметил, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию. Для каждого государственного органа установлены свои компетенции и полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государственные органы не могут подменять друг друга.

В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Судом установлено, что Агеев А.А. был осуждён приговором Тверского областного суда от 30.09.2009 года и признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ч.2 ст. 209 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ, ч.3 ст. 222 УК РФ. Агееву А.А. назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы. Приговор вступил в законную силу. В настоящее время Агеев А.А. находится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области.

Правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время установлены Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" настоящий Федеральный закон распространяется на следующие категории лиц: 1) лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 205.2, частями первой и второй статьи 220, частью первой статьи 221 и статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в отношении которых осуществляется предварительное расследование; 2) лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, совершившие преступления, в отношении которых осуществляется предварительное расследование; 3) лица, имеющие судимость, за исключением судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 132, частями третьей - шестой статьи 134, частями третьей - пятой статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276 - 280, 281 - 281.3, 282.1 - 282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе лица, отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" определено, что порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам призыва на военную службу по мобилизации или в военное время граждан, имеющих судимость, либо в связи с заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время с такими гражданами контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации определяется совместными решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение положений Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" Министерством обороны Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации 27.07.2023 года был принят совместный приказ № 458дсп/199дсп/556дсп.

Таким образом, порядок организации комплектования соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, из числа осужденных граждан, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп.

В соответствии со ст. 4 приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп для проведения отбора кандидатов в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее-УИС) формируются списки лиц, имеющие судимость, приговоры но делам которых вступили в законную силу до 24 июня 2023 г. за исключением:

- лиц, осужденных за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных п. «а» ч.3, п. «б» ч.4, ч.5 ст. 131, и. «а» ч.3, п. «б» ч.4, ч.5 ст. 132, ч.3-6 ст. 134, ч.3-5 ст. 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных ст.ст.205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276-280, 281-281.3, 282.1-282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- лиц, имеющих заболевания, согласно перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации;

- лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Списки осужденных лиц направляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации по месту их дислокации до 5 сентября 2023 г., а в последующем ежемесячно к 5 числу месяца - в отношении осужденных, поступивших в учреждения уголовно-исполнительной системы, а также убывших из учреждений уголовно-исполнительной системы за предыдущий месяц (ст. 6 Приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп).

Согласно ст. 7 приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп при получении из учреждений УИС списков осужденных лиц военные комиссариаты Российской Федерации:

- формируют рабочие группы под руководством своего заместителя для проведения в учреждениях УИС работы по изучению осужденных граждан, проведению с ними групповой и индивидуальной информационно-разведывательной работы по вопросам порядка призыва на военную службу по мобилизации или в военное время осужденных граждан (приема осужденных граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время), условий прохождения военной службы, льгот и социальных гарантий, установленных для военнослужащих и членов их семей, ответственности за совершение преступлений, связанных с уклонением от военной службы и других преступлений против военной службы, а также отбору кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и получению заявления о заключении контракта в период мобилизации, в период военного положения или в военное время (далее - рабочие группы);

- организуют изучение рабочей группой списков осужденных лиц в целях определения осужденных граждан, пригодных для призыва на военную службу по мобилизации или в военное время (приема на военную службу но контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время);

- информируют учреждения УИС о составе рабочей группы, сроках проведения работы по отбору кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и осужденных граждан, с которыми планируется ее проведение;

- направляются рабочие группы в учреждения УИС для проведения отбора кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с заданием, установленным командующим войсками военного округа (командующего Северным флотом);

- осуществляет не позднее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты передачи в распоряжение Министерства обороны Российской Федерации осужденных граждан, подлежащих условному освобождению, информирование учреждения УИС о необходимости их перемещения к местам посадки в транспортные средства, которыми они доставляются в воинские части, расположенным в субъекте Российской Федерации но месту дислокации учреждения УИС.

Таким образом, из системного толкования указанных выше правовых норм следует, что контракт на прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации для участия в специальной военной операции с Агеевым А.А. заключён быть не может, что прямо предусмотрено нормами действующего законодательства.

Судом также установлено, что 09.10.2023 года Агеевым А.А. в адрес Военного комиссара г.Твери Тверской области было направлено заявление с просьбой направить в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, где содержится Агеев А.А., сотрудника Военного комиссариата г.Твери Тверской области для подписания с Агеевым А.А. контракта на прохождение военной службы в рядах ВС РФ в зоне специальной военной операции.

23.10.2023 года на обращение Агеева А.А. Военным комиссаром г.Твери Тверской области Сахаровым И.В. был дан ответ № К-417, в котором военный комиссар г.Твери Тверской области со ссылкой на Приказ Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп указал на запрет заключения контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации для последующего направления в зону специальной военной операции с лицами отбывающими пожизненное лишение свободы, а также с лицами, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Из анализа представленного суду письменного обращения Агеева А.А. и данного на него ответа, суд приходит к выводу, что Военным комиссариатом г.Твери Тверской области на поступившее от Агеева А.А. обращение был дан полный и исчерпывающий ответ по существу обращения на поставленные в нём вопросы, в пределах своих полномочий. Заявителю, с приведением нормоположений действующего законодательства даны разъяснения на поставленные в обращении вопросы. Ответ заявителю предоставлен уполномоченным должностным лицо, с учётом действующих правовых норм, в сроки, установленные действующим законодательством.

В данном случае необходимо учитывать, что обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. Конечным результатом реализации гражданами конституционного права обращаться лично в государственные органы по своей природе предполагает своевременную реакцию государственного органа на возможные нарушения прав заявителей, восстановление нарушенных прав, получение гражданами мотивированного ответа.

При этом, несогласие с содержанием ответа, в том числе в части аргументации, приведенного обоснования, просьб представить более полную информацию по существу обращения, а также указание административным истцом на то, что предоставленный ему ответ противоречит Федеральному закону от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" не может свидетельствовать о незаконности действий государственного органа предоставившего административному истцу оспариваемый ответ, либо его должностных лиц, а также о незаконности и недостоверности данного заявителю ответа.

Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении Военным комиссариатом г.Твери Тверской области, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, а также обстоятельств свидетельствующих о том, что в письме от 23.10.2023 года № К-417 содержалась какая-либо недостоверная информация, при рассмотрении дела не установлены и административным истцом по существу не приведены.

Исходя из изложенного, действия Военного комиссариата г.Твери Тверской области не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы административного истца Агеева А.А., создающие препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возлагающие на него какие-либо обязанности.

Доводы административного истца, о том, что приказ Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп, в данном случае, применим быть не может, так как он противоречит Федеральному закону от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", судом во внимание не принимаются, поскольку данный приказ был принят во исполнение Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ и не может расцениваться как противоречащий ему и нарушающий права и законные интересы административного истца.

Иные доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов судом проверены и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

При таких обстоятельствах нарушений требований действующего законодательства, в том числе предоставляющего правовые гарантии, а также определяющего основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время установленных Федеральным законом от 24.06.2023 № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", со стороны административных ответчиков, которые бы повлекли нарушение прав и законных интересов административного истца, в ходе рассмотрения дела, не установлено.

В связи с тем, что нарушения прав и законных интересов Агеева А.А. со стороны административных ответчиков не установлено, следовательно, оснований полагать, что административному истцу был причинён моральный вред, не имеется.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность условий: решение, действие (бездействие) административного ответчика должно не соответствовать правовым актам, а также нарушать права, свободы и законные административного истца.

Поскольку суд не установил незаконных действий и бездействия со стороны административных ответчиков, нарушающих права административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в удовлетворении административного иска необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Агеева А.А. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Военному комиссариату г.Твери, Военному комиссару г.Твери Тверской области Сахарову И.В. о признании незаконным ответа от 23.10.2023 года № К-417 оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                             И.В.Боев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 марта 2024 года

Судья                                                                                                             И.В.Боев

судебный акт опубликован 14.03.2024
Печать карточки
Дело
Уникальный идентификатор дела69RS0038-03-2023-008381-38
Дата поступления05.12.2023
Категория делаИные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) →
прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
Сущность заявленного требованияо признании незаконным решения Военного комиссариата
СудьяБоев Игорь Владимирович
Дата рассмотрения28.02.2024
Признак рассмотрения делаРассмотрено единолично судьей
Результат рассмотренияОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Движение дела
Наименование событияДатаВремя слушанияМесто проведенияРезультат событияОснование для выбранного результата событияПримечаниеДата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства
Регистрация административного искового заявления05.12.202311:2205.12.2023
Передача материалов судье06.12.202319:1206.12.2023
Решение вопроса о принятии к производству08.12.202312:57 Административное исковое заявление принято к производству12.12.2023
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству08.12.202312:5712.12.2023
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству08.12.202312:5712.12.2023
Судебное заседание21.12.202311:15328 Рассмотрение дела начато с началавступление в дело соистцов/соответчиков12.12.2023
Судебное заседание11.01.202410:10328 Рассмотрение дела начато с началавступление в дело соистцов/соответчиков21.12.2023
Судебное заседание29.01.202410:30328 Рассмотрение дела начато с началавступление/привлечение заинтересованного лица11.01.2024
Судебное заседание28.02.202411:00328 Вынесено решение по делуОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска31.01.2024
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме07.03.202411:4912.03.2024
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства02.04.202409:0602.04.2024
Дело оформлено04.06.202414:0604.06.2024
Обжалования
* отсортировано по дате регистрации жалобы
ЖАЛОБА № 2*
Вид жалобы (представления)Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт)
ЗаявительАДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===---
СобытиеДатаРезультатПримечаниеДата размещения Информация о размещении событий предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства
Регистрация жалобы (представления) в суде15.08.202415.08.2024 12:18
Направлено в вышестоящую инстанцию16.08.202415.08.2024 16:52
Возвращено из вышестоящей инстанции05.11.202405.11.2024 12:13
Вышестоящий судВторой кассационный суд общей юрисдикции
Назначено в вышестоящий суд на дату09.10.2024
Назначено в вышестоящий суд на время11:20
Дата рассмотрения жалобы09.10.2024
Результат обжалованияОставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

ЖАЛОБА № 1*
Вид жалобы (представления)Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт)
ЗаявительАДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===---
СобытиеДатаРезультатПримечаниеДата размещения Информация о размещении событий предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства
Регистрация жалобы (представления) в суде21.03.202421.03.2024 18:17
Решение вопроса о принятии жалобы (представления) к рассмотрению22.03.2024Жалоба (предст.) ПРИНЯТА К РАССМОТРЕНИЮ28.03.2024 20:34
Установлен срок для предоставления возражений22.03.2024Срок до 19.04.202409.04.2024 12:09
Возвращено из вышестоящей инстанции29.05.202404.06.2024 16:54
Вышестоящий судОбластной суд
Назначено в вышестоящий суд на дату15.05.2024
Назначено в вышестоящий суд на время10:00
Дата рассмотрения жалобы15.05.2024
Результат обжалованияОставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

Стороны
Вид лица, участвующего в делеФамилия / наименованиеИННКППОГРНОГРНИП
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦАгеев Александр Александрович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИКФКУ "Военный комиссариат Тверской области"
опубликовано 05.12.2023 12:24, изменено 04.12.2024 16:53