Уникальный идентификатор дела | 69RS0038-03-2023-006397-73 |
Дата поступления | 14.09.2023 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Сущность заявленного требования | об обжаловании действий должностных лиц |
Судья | Боев Игорь Владимирович |
Дата рассмотрения | 30.11.2023 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Наименование события | Дата | Время слушания | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() |
Регистрация административного искового заявления | 14.09.2023 | 11:09 | 14.09.2023 | ||||
Передача материалов судье | 15.09.2023 | 19:51 | 15.09.2023 | ||||
Решение вопроса о принятии к производству | 19.09.2023 | 12:17 | Административное исковое заявление принято к производству | 25.09.2023 | |||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 19.09.2023 | 12:17 | 25.09.2023 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.09.2023 | 12:17 | 25.09.2023 | ||||
Судебное заседание | 27.09.2023 | 12:15 | 328 | Отложено | неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания | 25.09.2023 | |
Судебное заседание | 13.10.2023 | 10:50 | 328 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 16.10.2023 | |
Судебное заседание | 31.10.2023 | 14:10 | 328 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 28.09.2023 | |
Судебное заседание | 13.11.2023 | 11:00 | 328 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление в дело соистцов/соответчиков | 01.11.2023 | |
Судебное заседание | 30.11.2023 | 09:00 | 328 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 13.11.2023 | |
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 11.12.2023 | 16:14 | 18.12.2023 | ||||
Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле | 20.12.2023 | 11:27 | 26.02.2024 | ||||
Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства | 21.12.2023 | 16:31 | 26.02.2024 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 26.02.2024 | 16:32 | 26.02.2024 | ||||
Дело оформлено | 07.05.2024 | 14:34 | 07.05.2024 | ||||
Дело передано в архив | 04.12.2024 | 08:42 | 04.12.2024 |
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||
Вид жалобы (представления) | Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Второй кассационный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 02.10.2024 | ||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 09:40 | ||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 02.10.2024 | ||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 10.04.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 14:00 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 10.04.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
Вид жалобы (представления) | Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт) |
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ |
Вышестоящий суд | Второй кассационный суд общей юрисдикции |
Назначено в вышестоящий суд на дату | 02.10.2024 |
Назначено в вышестоящий суд на время | 09:40 |
Дата рассмотрения жалобы | 02.10.2024 |
Результат обжалования | Оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) |
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ |
Вышестоящий суд | Областной суд |
Назначено в вышестоящий суд на дату | 10.04.2024 |
Назначено в вышестоящий суд на время | 14:00 |
Дата рассмотрения жалобы | 10.04.2024 |
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Агеев Александр Александрович | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | УФСИН России по Тверской области | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ФСИН России |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ |
Фамилия / наименование | Агеев Александр Александрович |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
Фамилия / наименование | УФСИН России по Тверской области |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
Фамилия / наименование | ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО |
Фамилия / наименование | ФСИН России |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Дело № 2а-3273/2023 (УИД № 69RS0038-03-2023-006397-73)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Боева И.В.,
при секретаре судебного заседания Борцовой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агеева А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, УФСИН России по Тверской области, ФСИН России о возложении обязанности принять меры направленные на реализацию права административного истца, предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции",
установил:
Агеев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Тверской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области о возложении обязанности на УФСИН России по Тверской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области принять меры направленные на реализацию права Агеева А.А. предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФСИН России, процессуальный статус которой в ходе рассмотрения дела был изменён со статуса заинтересованного лица на статус соответчика, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».
В обоснование административного иска указано, что 24.06.2023 года был принят Федеральный закон № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции". Предметом регулирования данного Федерального закона является установление правовых гарантий и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы в вооруженных силах Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.2 данного Федерального закона РФ он распространяет своё действие на лиц, имеющих судимость, за исключением судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 132, частями третьей - шестой статьи 134, частями третьей - пятой статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276 - 280, 281 - 281.3, 282.1 - 282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации. Иных исключений данный Федеральный закон от 24.06.2023 года не предусматривает. Агеев А.А. был осуждён приговором Тверского областного суда от 30.09.2009 года и признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ч.2 ст. 209 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ, ч.3 ст. 222 УК РФ, то есть осуждён за преступления, которые не входят в перечень статей УК РФ, исключающих положения п.3 ст. 2 ФЗ № 270 от 24.06.2023 года. Таким образом, административный истец полагает, что положения Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" также могут быть применены к нему. В данном случае административный истец считает, что УФСИН России по Тверской области незаконно не применила в отношении него Федеральный закон от 24.06.2023 года № 270-ФЗ. Также, административный истец указывает, что УФСИН России по Тверской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области препятствуют ему в реализации права на прохождение службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и на участие в специальной военной операции, установленного п.3 ст. 2 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ. Таким образом, действиями (бездействием) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области и УФСИН России по Тверской области были нарушены права Агеева А.А. и ему причинён моральный вред, который в случае удовлетворения его основного требования будет компенсирован в полном объёме.
В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит возложить на УФСИН России по Тверской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области обязанность принять меры направленные на реализацию права Агеева А.А. предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".
Агеев А.А., участвующий в судебном заседании посредствам видео-конференц-связи, заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду также пояснил, что данные ему ответы УФСИН России по Тверской области им не обжалуются, а фактически он не согласен с бездействием ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области и УФСИН России по Тверской области выраженном в неприменении к нему положений Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции". Также пояснил, что приказ Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп, на который в обоснование своих возражений ссылаются административные ответчики, в данном случае применим быть не может, поскольку он противоречит Федеральному закону от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области по доверенности Иванова К.Д., представитель ФСИН России и УФСИН России по Тверской области по доверенностям Кондратьева В.В. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, просили Агееву А.А. в удовлетворении иска отказать. Суду также пояснили, что в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп, лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, к которым относится Агеев А.А. не включаются в списки лиц, с которыми может быть заключён контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации для участия в специальной военной операции.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 ст. 46 Конституции РФ). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 ст. 46 Конституции РФ).
Частью 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Агеев А.А. был осуждён приговором Тверского областного суда от 30.09.2009 года и признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ч.2 ст. 209 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ, ч.3 ст. 222 УК РФ к наказанию в виде пожизненного лишения свободы. Приговор вступил в законную силу. В настоящее время Агеев А.А. находится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области.
Правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время установлены Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" настоящий Федеральный закон распространяется на следующие категории лиц: 1) лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 205.2, частями первой и второй статьи 220, частью первой статьи 221 и статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в отношении которых осуществляется предварительное расследование; 2) лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, совершившие преступления, в отношении которых осуществляется предварительное расследование; 3) лица, имеющие судимость, за исключением судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 132, частями третьей - шестой статьи 134, частями третьей - пятой статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276 - 280, 281 - 281.3, 282.1 - 282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе лица, отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" определено, что порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам призыва на военную службу по мобилизации или в военное время граждан, имеющих судимость, либо в связи с заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время с такими гражданами контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации определяется совместными решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение положений Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" 27.07.2023 года Министерством обороны Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации 27.07.2023 года был принят совместный приказ № 458дсп/199дсп/556дсп.
Порядок взаимодействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» по вопросам организации комплектования соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, из числа осужденных граждан, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области в целях организации комплектования соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, подбор возможных лиц из числа осужденных, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы, проводит рабочая группа по организации контроля и отбора граждан для прохождения военной службы по контракту ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».
Отбор граждан из числа осужденных, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы для прохождения военной службы по контракту проводится на основании Федерального закона от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции».
Сотрудниками отдела специального учета учреждения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области формируются списки возможных кандидатов из числа осужденных, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы, для прохождения военной службы по контракту и предоставляются рабочей группе военного комиссариата Тверской области. Согласно списку, сотрудники рабочей группы военного комиссариата Тверской области, посещают ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области проводят беседу со всеми осужденными по списку и разъясняют всю информацию о возможности прохождения военной службы по контракту. Всем лицам из числа спецконтингента, изъявившим желание, предоставляют документы для заключения контракта по прохождению воинской службы. Далее сотрудникам рабочей группы военного комиссариата Тверской области запрашиваются в следственном изоляторе дополнительные документы на лиц, заполнивших документы о прохождении военной службы по контракту. После проведения проверок и сборов всех необходимых документов, с осужденными заключается контракт для прохождения военной службы.
Судом также установлено и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что самостоятельно Агеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержащийся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, с письменным заявлением по вопросу прохождения военной службы по контракту не обращался.
В соответствии со ст. 4 приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп для проведения отбора кандидатов в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее-УИС) формируются списки лиц, имеющие судимость, приговоры но делам которых вступили в законную силу до 24 июня 2023 г. за исключением:
- лиц, осужденных за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных п. «а» ч.3, п. «б» ч.4, ч.5 ст. 131, и. «а» ч.3, п. «б» ч.4, ч.5 ст. 132, ч.3-6 ст. 134, ч.3-5 ст. 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных ст.ст.205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276-280, 281-281.3, 282.1-282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- лиц, имеющих заболевания, согласно перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации;
- лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.
Списки осужденных лиц направляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации по месту их дислокации до 5 сентября 2023 г., а в последующем ежемесячно к 5 числу месяца - в отношении осужденных, поступивших в учреждения уголовно-исполнительной системы, а также убывших из учреждений уголовно-исполнительной системы за предыдущий месяц (ст. 6 Приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп).
Согласно ст. 7 приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп при получении из учреждений УИС списков осужденных лиц военные комиссариаты Российской Федерации:
- формируют рабочие группы под руководством своего заместителя для проведения в учреждениях УИС работы по изучению осужденных граждан, проведению с ними групповой и индивидуальной информационно-разведывательной работы по вопросам порядка призыва на военную службу по мобилизации или в военное время осужденных граждан (приема осужденных граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время), условий прохождения военной службы, льгот и социальных гарантий, установленных для военнослужащих и членов их семей, ответственности за совершение преступлений, связанных с уклонением от военной службы и других преступлений против военной службы, а также отбору кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и получению заявления о заключении контракта в период мобилизации, в период военного положения или в военное время (далее - рабочие группы);
- организуют изучение рабочей группой списков осужденных лиц в целях определения осужденных граждан, пригодных для призыва на военную службу по мобилизации или в военное время (приема на военную службу но контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время);
- информируют учреждения УИС о составе рабочей группы, сроках проведения работы по отбору кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и осужденных граждан, с которыми планируется ее проведение;
- направляются рабочие группы в учреждения УИС для проведения отбора кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с заданием, установленным командующим войсками военного округа (командующего Северным флотом);
- осуществляет не позднее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты передачи в распоряжение Министерства обороны Российской Федерации осужденных граждан, подлежащих условному освобождению, информирование учреждения УИС о необходимости их перемещения к местам посадки в транспортные средства, которыми они доставляются в воинские части, расположенным в субъекте Российской Федерации но месту дислокации учреждения УИС.
Таким образом, из системного толкования указанных выше правовых норм следует, что в списки лиц, формируемых учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации не могут быть включены, в том числе и лица отбывающие пожизненное лишение свободы, к которым как было установлено в ходе рассмотрения настоящего административного дела относится Агеев А.А., а следовательно контракт на прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации для участия в специальной военной операции с ним заключён быть не может, что прямо предусмотрено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах нарушений требований действующего законодательства, в том числе предоставляющего правовые гарантии, а также определяющего основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время установленных Федеральным законом от 24.06.2023 № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", со стороны административных ответчиков, которые бы повлекли нарушение прав и законных интересов административного истца, в ходе рассмотрения дела, не установлено.
Таким образом, административные исковые требования Агеева А.А. к УФСИН России по Тверской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, ФСИН России о возложении обязанности на УФСИН России по Тверской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области принять меры направленные на реализацию права Агеева А.А. предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" удовлетворению не подлежат.
Довод административного истца, о том, что приказ Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп, в данном случае, применим быть не может, так как он противоречит Федеральному закону от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", судом во внимание не принимается, поскольку данный приказ был принят во исполнение Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ, не может расцениваться как противоречащий ему и нарушающий права и законные интересы административного истца.
В связи с тем, что нарушения прав и законных интересов Агеева А.А. со стороны административных ответчиков не установлено, следовательно, оснований полагать, что административному истцу был причинён моральный вред, не имеется.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность условий: решение, действие (бездействие) административного ответчика должно не соответствовать правовым актам, а также нарушать права, свободы и законные административного истца.
Поскольку суд не установил незаконных действий и бездействия со стороны административных ответчиков, нарушающих права административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Агеева А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, УФСИН России по Тверской области, ФСИН России о возложении обязанности принять меры направленные на реализацию права административного истца, предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Боев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2023 года
Дело № 2а-3273/2023 (УИД № 69RS0038-03-2023-006397-73)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Боева И.В.,
при секретаре судебного заседания Борцовой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агеева А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, УФСИН России по Тверской области, ФСИН России о возложении обязанности принять меры направленные на реализацию права административного истца, предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции",
установил:
Агеев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Тверской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области о возложении обязанности на УФСИН России по Тверской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области принять меры направленные на реализацию права Агеева А.А. предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФСИН России, процессуальный статус которой в ходе рассмотрения дела был изменён со статуса заинтересованного лица на статус соответчика, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».
В обоснование административного иска указано, что 24.06.2023 года был принят Федеральный закон № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции". Предметом регулирования данного Федерального закона является установление правовых гарантий и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы в вооруженных силах Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.2 данного Федерального закона РФ он распространяет своё действие на лиц, имеющих судимость, за исключением судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 132, частями третьей - шестой статьи 134, частями третьей - пятой статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276 - 280, 281 - 281.3, 282.1 - 282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации. Иных исключений данный Федеральный закон от 24.06.2023 года не предусматривает. Агеев А.А. был осуждён приговором Тверского областного суда от 30.09.2009 года и признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ч.2 ст. 209 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ, ч.3 ст. 222 УК РФ, то есть осуждён за преступления, которые не входят в перечень статей УК РФ, исключающих положения п.3 ст. 2 ФЗ № 270 от 24.06.2023 года. Таким образом, административный истец полагает, что положения Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" также могут быть применены к нему. В данном случае административный истец считает, что УФСИН России по Тверской области незаконно не применила в отношении него Федеральный закон от 24.06.2023 года № 270-ФЗ. Также, административный истец указывает, что УФСИН России по Тверской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области препятствуют ему в реализации права на прохождение службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и на участие в специальной военной операции, установленного п.3 ст. 2 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ. Таким образом, действиями (бездействием) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области и УФСИН России по Тверской области были нарушены права Агеева А.А. и ему причинён моральный вред, который в случае удовлетворения его основного требования будет компенсирован в полном объёме.
В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит возложить на УФСИН России по Тверской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области обязанность принять меры направленные на реализацию права Агеева А.А. предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".
Агеев А.А., участвующий в судебном заседании посредствам видео-конференц-связи, заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду также пояснил, что данные ему ответы УФСИН России по Тверской области им не обжалуются, а фактически он не согласен с бездействием ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области и УФСИН России по Тверской области выраженном в неприменении к нему положений Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции". Также пояснил, что приказ Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп, на который в обоснование своих возражений ссылаются административные ответчики, в данном случае применим быть не может, поскольку он противоречит Федеральному закону от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области по доверенности Иванова К.Д., представитель ФСИН России и УФСИН России по Тверской области по доверенностям Кондратьева В.В. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, просили Агееву А.А. в удовлетворении иска отказать. Суду также пояснили, что в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп, лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, к которым относится Агеев А.А. не включаются в списки лиц, с которыми может быть заключён контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации для участия в специальной военной операции.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 ст. 46 Конституции РФ). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 ст. 46 Конституции РФ).
Частью 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Агеев А.А. был осуждён приговором Тверского областного суда от 30.09.2009 года и признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ч.2 ст. 209 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ, ч.3 ст. 222 УК РФ к наказанию в виде пожизненного лишения свободы. Приговор вступил в законную силу. В настоящее время Агеев А.А. находится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области.
Правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время установлены Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" настоящий Федеральный закон распространяется на следующие категории лиц: 1) лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 205.2, частями первой и второй статьи 220, частью первой статьи 221 и статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в отношении которых осуществляется предварительное расследование; 2) лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, совершившие преступления, в отношении которых осуществляется предварительное расследование; 3) лица, имеющие судимость, за исключением судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 132, частями третьей - шестой статьи 134, частями третьей - пятой статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276 - 280, 281 - 281.3, 282.1 - 282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе лица, отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" определено, что порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам призыва на военную службу по мобилизации или в военное время граждан, имеющих судимость, либо в связи с заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время с такими гражданами контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации определяется совместными решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение положений Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" 27.07.2023 года Министерством обороны Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации 27.07.2023 года был принят совместный приказ № 458дсп/199дсп/556дсп.
Порядок взаимодействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» по вопросам организации комплектования соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, из числа осужденных граждан, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области в целях организации комплектования соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, подбор возможных лиц из числа осужденных, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы, проводит рабочая группа по организации контроля и отбора граждан для прохождения военной службы по контракту ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».
Отбор граждан из числа осужденных, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы для прохождения военной службы по контракту проводится на основании Федерального закона от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции».
Сотрудниками отдела специального учета учреждения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области формируются списки возможных кандидатов из числа осужденных, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы, для прохождения военной службы по контракту и предоставляются рабочей группе военного комиссариата Тверской области. Согласно списку, сотрудники рабочей группы военного комиссариата Тверской области, посещают ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области проводят беседу со всеми осужденными по списку и разъясняют всю информацию о возможности прохождения военной службы по контракту. Всем лицам из числа спецконтингента, изъявившим желание, предоставляют документы для заключения контракта по прохождению воинской службы. Далее сотрудникам рабочей группы военного комиссариата Тверской области запрашиваются в следственном изоляторе дополнительные документы на лиц, заполнивших документы о прохождении военной службы по контракту. После проведения проверок и сборов всех необходимых документов, с осужденными заключается контракт для прохождения военной службы.
Судом также установлено и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что самостоятельно Агеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержащийся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, с письменным заявлением по вопросу прохождения военной службы по контракту не обращался.
В соответствии со ст. 4 приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп для проведения отбора кандидатов в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее-УИС) формируются списки лиц, имеющие судимость, приговоры но делам которых вступили в законную силу до 24 июня 2023 г. за исключением:
- лиц, осужденных за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных п. «а» ч.3, п. «б» ч.4, ч.5 ст. 131, и. «а» ч.3, п. «б» ч.4, ч.5 ст. 132, ч.3-6 ст. 134, ч.3-5 ст. 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных ст.ст.205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276-280, 281-281.3, 282.1-282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- лиц, имеющих заболевания, согласно перечню, утвержденному Министерством обороны Российской Федерации;
- лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.
Списки осужденных лиц направляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации по месту их дислокации до 5 сентября 2023 г., а в последующем ежемесячно к 5 числу месяца - в отношении осужденных, поступивших в учреждения уголовно-исполнительной системы, а также убывших из учреждений уголовно-исполнительной системы за предыдущий месяц (ст. 6 Приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп).
Согласно ст. 7 приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп при получении из учреждений УИС списков осужденных лиц военные комиссариаты Российской Федерации:
- формируют рабочие группы под руководством своего заместителя для проведения в учреждениях УИС работы по изучению осужденных граждан, проведению с ними групповой и индивидуальной информационно-разведывательной работы по вопросам порядка призыва на военную службу по мобилизации или в военное время осужденных граждан (приема осужденных граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время), условий прохождения военной службы, льгот и социальных гарантий, установленных для военнослужащих и членов их семей, ответственности за совершение преступлений, связанных с уклонением от военной службы и других преступлений против военной службы, а также отбору кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и получению заявления о заключении контракта в период мобилизации, в период военного положения или в военное время (далее - рабочие группы);
- организуют изучение рабочей группой списков осужденных лиц в целях определения осужденных граждан, пригодных для призыва на военную службу по мобилизации или в военное время (приема на военную службу но контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время);
- информируют учреждения УИС о составе рабочей группы, сроках проведения работы по отбору кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и осужденных граждан, с которыми планируется ее проведение;
- направляются рабочие группы в учреждения УИС для проведения отбора кандидатов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с заданием, установленным командующим войсками военного округа (командующего Северным флотом);
- осуществляет не позднее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты передачи в распоряжение Министерства обороны Российской Федерации осужденных граждан, подлежащих условному освобождению, информирование учреждения УИС о необходимости их перемещения к местам посадки в транспортные средства, которыми они доставляются в воинские части, расположенным в субъекте Российской Федерации но месту дислокации учреждения УИС.
Таким образом, из системного толкования указанных выше правовых норм следует, что в списки лиц, формируемых учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации не могут быть включены, в том числе и лица отбывающие пожизненное лишение свободы, к которым как было установлено в ходе рассмотрения настоящего административного дела относится Агеев А.А., а следовательно контракт на прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации для участия в специальной военной операции с ним заключён быть не может, что прямо предусмотрено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах нарушений требований действующего законодательства, в том числе предоставляющего правовые гарантии, а также определяющего основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время установленных Федеральным законом от 24.06.2023 № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", со стороны административных ответчиков, которые бы повлекли нарушение прав и законных интересов административного истца, в ходе рассмотрения дела, не установлено.
Таким образом, административные исковые требования Агеева А.А. к УФСИН России по Тверской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, ФСИН России о возложении обязанности на УФСИН России по Тверской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области принять меры направленные на реализацию права Агеева А.А. предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" удовлетворению не подлежат.
Довод административного истца, о том, что приказ Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2023 года № 458дсп/199дсп/556дсп, в данном случае, применим быть не может, так как он противоречит Федеральному закону от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", судом во внимание не принимается, поскольку данный приказ был принят во исполнение Федерального закона от 24.06.2023 года № 270-ФЗ, не может расцениваться как противоречащий ему и нарушающий права и законные интересы административного истца.
В связи с тем, что нарушения прав и законных интересов Агеева А.А. со стороны административных ответчиков не установлено, следовательно, оснований полагать, что административному истцу был причинён моральный вред, не имеется.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность условий: решение, действие (бездействие) административного ответчика должно не соответствовать правовым актам, а также нарушать права, свободы и законные административного истца.
Поскольку суд не установил незаконных действий и бездействия со стороны административных ответчиков, нарушающих права административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Агеева А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, УФСИН России по Тверской области, ФСИН России о возложении обязанности принять меры направленные на реализацию права административного истца, предусмотренного Федеральным законом от 24.06.2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Боев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2023 года
Уникальный идентификатор дела | 69RS0038-03-2023-006397-73 |
Дата поступления | 14.09.2023 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Сущность заявленного требования | об обжаловании действий должностных лиц |
Судья | Боев Игорь Владимирович |
Дата рассмотрения | 30.11.2023 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Наименование события | Дата | Время слушания | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() |
Регистрация административного искового заявления | 14.09.2023 | 11:09 | 14.09.2023 | ||||
Передача материалов судье | 15.09.2023 | 19:51 | 15.09.2023 | ||||
Решение вопроса о принятии к производству | 19.09.2023 | 12:17 | Административное исковое заявление принято к производству | 25.09.2023 | |||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 19.09.2023 | 12:17 | 25.09.2023 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.09.2023 | 12:17 | 25.09.2023 | ||||
Судебное заседание | 27.09.2023 | 12:15 | 328 | Отложено | неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания | 25.09.2023 | |
Судебное заседание | 13.10.2023 | 10:50 | 328 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 16.10.2023 | |
Судебное заседание | 31.10.2023 | 14:10 | 328 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 28.09.2023 | |
Судебное заседание | 13.11.2023 | 11:00 | 328 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление в дело соистцов/соответчиков | 01.11.2023 | |
Судебное заседание | 30.11.2023 | 09:00 | 328 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 13.11.2023 | |
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 11.12.2023 | 16:14 | 18.12.2023 | ||||
Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле | 20.12.2023 | 11:27 | 26.02.2024 | ||||
Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства | 21.12.2023 | 16:31 | 26.02.2024 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 26.02.2024 | 16:32 | 26.02.2024 | ||||
Дело оформлено | 07.05.2024 | 14:34 | 07.05.2024 | ||||
Дело передано в архив | 04.12.2024 | 08:42 | 04.12.2024 |
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||
Вид жалобы (представления) | Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Второй кассационный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 02.10.2024 | ||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 09:40 | ||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 02.10.2024 | ||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 10.04.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 14:00 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 10.04.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Агеев Александр Александрович | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | УФСИН России по Тверской области | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ФСИН России |